Камо грядеши, высшая школа?

http://www.komunist.com.ua/show_statya_ … ws_id=1103

      В 2005 году при Президенте Украины проходили слушания о состоянии дел в гуманитарной сфере. Больше всего меня потрясло высказывание одной писательницы, которая привела шокирующий факт: ни один из вузов Украины не входит даже в пятьсот лучших в Европе. В числе неудачников — университеты Киева, Харькова, Львова, Одессы с их крупными научными школами и высоким уровнем профессорско-преподавательского состава. Что тогда можно говорить о периферийных учебных заведениях?
      Еще каких-то 20 лет назад доцент, а тем более профессор пользовались в обществе всеобщим уважением, а в глазах студентов — непререкаемым авторитетом. Да и зарплату они получали, не унижающую человеческого достоинства, занятия проводили в комфортных условиях. В “независимой” Украине преподаватель отброшен на обочину жизни. Не потому ли резко сократился приток молодых кадров в науку? Нищенская зарплата, холодные, часто просто неприспособленные помещения, недостаток учебной и методической литературы — вот характерные черты нынешнего образования. Демократизация учебного процесса подается в извращенном виде. Сейчас вопрос ставится таким образом: главной фигурой в вузе является студент, а преподаватель как бы находится при нем. Хотя великий украинский писатель Иван Франко утверждал: “Учителем школа стоїть”. Но даже самый талантливый студент не сможет раскрыть свои способности без педагога, без наставника.
      Сложность для студентов заключается в том, что не хватает новой литературы, а стоит она десятки, а то и сотни гривен. Учащийся должен выкладывать за место в общежитии половину стипендии, а живущие на квартире — отдать ее всю. В недалеком прошлом выпускнику гарантировалось первое рабочее место. Теперь же практическое приложение полученных знаний становится непреодолимой проблемой для многих выпускников.
      Несмотря на присоединение Украины к так называемому Болонскому процессу, во многих учебных заведениях происходят “преобразования”, вызывающие, мягко говоря, полное недоумение. Ярким подтверждением этому являются некоторые факультеты Сумского государственного педуниверситета. Такого беспредела и откровенного очковтирательства я не видел за свою почти двадцатилетнюю научно-педагогическую деятельность.
      Так, на факультете искусств в результате безответственного отношения к учебе многие студенты не сдали зимнюю экзаменационную сессию. Декан факультета принял, естественно, сторону “обиженных” студентов. А я был отстранен заведующим кафедрой от приема повторных экзаменов, более “покладистые” преподаватели выставили положительные оценки, что не делает им чести.
      Трудно описать и те безобразия, которые творились на факультете физического воспитания. По окончании семестра оказалось более двадцати студентов, не сдавших экзамены. Тем не менее они спокойно продолжали учиться дальше, даже не думая погашать академзадолженность. Эта проблема почему-то не волновала ни ректорат, ни деканат, ни учебную часть, ни самих студентов. Воодушевленные попустительством руководящих органов, студенты во время весеннего семестра вели себя еще более нагло. Около 80% обучающихся полностью или частично не посещали занятий. При этом уровень знаний будущих педагогов вообще не выдерживал никакой критики! Слабую посещаемость деканат объяснял спецификой факультета.
      По словам студентов, к ним вообще не предъявляют никаких требований, поэтому моя минимальная требовательность показалась им чем-то из ряда вон выходящим. О нездоровой обстановке на этом факультете я неоднократно докладывал в устной и письменной форме заведующему кафедрой, декану и даже ректору. Но все это осталось гласом вопиющего в море равнодушия и беспринципности. Вследствие такого поведения летнюю экзаменационную сессию большинство студентов не сдали. Но им и без меня поставили положительные оценки.
      Сплошное очковтирательство царит и на факультете заочного образования. Первое, что может удивить любого преподавателя, — это отсутствие контрольных работ. Студенты этого факультета приехали на сессию совершенно неподготовленными. Результат оказался более чем плачевным. Дабы не уронить “честь мундира”, усилиями декана и проректора ведущий преподаватель волюнтаристским путем отстраняется от приема экзаменов в связи с “виробничою необхідністю”.
      Как известно, студенту предоставляются три попытки для сдачи экзамена. Здесь же количество попыток никем не ограничено. Доходит до анекдотических случаев: студенты, у которых на носу государственные экзамены, бегают сдавать экзамены и зачеты за второй и третий курсы. Но что особенно печально, так это нравственная сторона вопроса. Приходится с горечью констатировать, что по уровню интеллекта, культуры, порядочности студенты-педагоги находятся на последних позициях, но по уровню цинизма, наглости, бескультурья в подавляющей массе являются явными лидерами. И это будущие сеятели разумного, доброго, вечного!
      Поражает своими “успехами” и чисто коммерческая структура — Сумской филиал Межрегиональной академии управления персоналом. На это учебное заведение не распространяются общепринятые правила. Так, преподавателям здесь не доплачивают за стаж, не проводится индексация зарплаты в связи с инфляцией. Многие преподаватели МАУП — откровенные рвачи. Их мало интересует уровень подготовки, главное — дополнительный заработок, поэтому и экзамены они воспринимают как чистую формальность.
      В стенах и этого вуза уровень студентов, их интеллектуальная и образовательная планка, оставляет желать лучшего. Как минимум половину студентов можно безболезненно отчислять из академии. Иногда просто диву даешься: как эти молодые люди вообще могли получить среднее образование? Ведь в советское время даже безнадежный троечник имел базовые знания, которые позволяли сносно учиться в техникуме или заочно в институте. Кстати, так называемый техникум, существующий при академии, производит еще более удручающее впечатление. 90% учащихся не соответствуют даже требованиям ПТУ. Но благодаря все той же платной системе они спокойненько переходят с курса на курс.
      Такие учебные заведения, как МАУП, не могут дать необходимого уровня знаний. Это просто еще одна кормушка для определенных коммерческих структур. Так не проще ли вместо того, чтобы заниматься очковтирательством, просто выставить на продажу готовые дипломы, чтобы каждый желающий мог приобрести себе документ в зависимости от толщины кошелька. А если серьезно, то и после прихода “оранжевой” власти никаких существенных изменений в образовании не произошло.
      Что же, на мой взгляд, необходимо сделать для поднятия уровня высшего образования? Прежде всего резко сократить количество студентов. Сегодня отпадает потребность в таком вале специалистов, тем более с сомнительным уровнем подготовки. Необходим решительный переход от коммерческих к качественным показателям.
      В связи с сокращением численности студентов возникает вопрос о научно-педагогических кадрах, которые также нуждаются в постоянном омоложении. Мне представляется, что следует ввести ограничения для доцентов и профессоров, например до 65 и 70 лет соответственно. Не единичны случаи, когда такие преподаватели получают приличные пенсии и в то же время работают в нескольких высших учебных заведениях сразу. При этом, с одной стороны, будет наблюдаться значительная экономия средств, которые можно направить на материальное и методическое обеспечение учебного процесса, а с другой стороны — у способной молодежи появится возможность проявить себя на поприще науки.
      В государственных учебных заведениях — ликвидировать платную систему обучения. Ведь очень часто преподавателя просто вынуждают ставить положительные оценки студентам-платникам. Что из этого получается — мы прекрасно видим.
      Необходимо также ликвидировать филиалы университетов, и даже академий, на периферии. В настоящее время на Сумщине во многих районных городах имеется по 2—3 таких филиала. О качестве учебного процесса в них говорить не приходится.
      Министерством образования и науки должна быть проанализирована ситуация с перечнем профессий, необходимых народному хозяйству. Ведь только в Сумах четыре вуза готовят специалистов по экономике и юриспруденции, многие из которых просто не могут найти работу по специальности. Именно оно призвано жестко контролировать работу негосударственных учебных заведений. В случае откровенно слабой подготовки специалистов необходимо просто отбирать лицензии. Обратить внимание на деятельность руководства государственных вузов. Ведь в действиях многих руководителей процветает волюнтаризм, часто граничащий с откровенным самодурством.
      Это только некоторые аспекты реформирования высшего образования, которые за истекший год так и не смогло воплотить в жизнь возглавляемое ставленником СПУ Министерство образования и науки.
     
      P.S. Обо всех этих безобразиях и перекосах я писал бывшему министру образования и науки Кременю. В ответ получил откровенную отписку, которую кроме как издевательством назвать нельзя. Обращался я и к председателю Комитета по науке и образованию С.Николаенко — нынешнему и.о. министра. Никаких действий. Последняя надежда на “Коммунист”.
Автор: Александр ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент. г.Сумы